Школьная медиация  - наше будущее в нашем настоящем.

Название круглого стола в Общественной палате РФ.

 

Главным документом, отражающим политику государства в отношении детей, является «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Российская Федерация выразила свою нацеленность на формирование среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В этой связи примирительные технологии, медиация  - один из способов создания благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. Поэтому не случайно медиацию называют инвестицией в будущее, а школьную медиацию нашим будущим в нашем настоящем.

И если этот гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и в  перспективеследует ожидать качественное улучшение социально-психологической обстановки в обществе в целом. 

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.

-        В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение, а отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

-        Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

-        Растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

-        Повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей.

Поэтому не случайно в соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, в образовательных учреждениях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасной среды, равных возможностей и защиты их интересов.

Необходимо добавить, что внедрение и развитие школьной медиации мыслится не само по себе, а  как элемент многоуровневой системы специализированных вспомогательных служб, использующих примирительные, медиативные технологии.

Какие условия созданы для развития школьной медиации?

Во-первых, сформировананормативно-правовая база.  Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

-         Конституция Российской Федерации;

-         Гражданский кодекс Российской Федерации;

-         Семейный кодекс Российской Федерации;

-         Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

-         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-         Конвенция о правах ребенка;

-         Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

-         Национальная стратегия действий в отношении детей на 2012-2017 годы;

-         План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;

-         Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

-         Письмо Минобрнаукиот 18.11.2013 N ВК-844/07, которое содержит «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях».

Во-вторых, сформирован понятийный аппарат: определены и закреплены понятия «школьная медиация», «медиативный подход»,  «служба школьной медиации»;

В-третьих, сформулированы цели и задачи служб школьной медиации; рекомендован алгоритм организации службы школьной медиации в образовательной организации; определены ключевые индикаторы уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности.

         Метод школьная медиация - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка. 

В школьной медиации роль медиаторов часто исполняют сами школьники, освоившие навыки медиативного взаимодействия («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).

Таким образом, школьная медиация выполняет одновременно несколько функций:

-        процедура решения конфликта, процедура примирения,

-        инструмент совершенствования правовой культуры,

-        инновационная воспитательная технология, результатом является воспитательный эффект.

С 2012 в Ивановской области реализуется программа «Школьная медиация» - это совместный проект  аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, Департамента образования Ивановской области и   Института развития образования  Ивановской области.

Так, в Институте развития образования Ивановской области в 2012 г. по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области (Татьяны Геннадьевны Степановой) состоялся проблемный семинар  «Организация, технологии и методы деятельности службы медиации в образовательном учреждении».  На семинаре обучались уполномоченные по правам ребенка ОУ, педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги из 26 муниципалитетов Ивановской области. Участники семинара познакомились с задачами, принципами, структурой,  формами   и методами работы школьной службы примирения.  Слушатели в форме тренинга освоили этапы внедрения школьной службы примирения, методы обучения школьных медиаторов.

В рамках учебы состоялась вебконференция по проблемам организации школьной медиации, в которой приняли участие представители центров медиации г. Москвы и г. Волгограда.

Тогда же в передаче «Актуально» (телекомпания «Барс») обсуждалась   идея создания  школьных служб примирения в образовательных учреждениях. Участником встречи была Полывянной М.Т., зав. Кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Ивановской области. Также по радио состоялась передача о первом опыте  организации школьных служб медиации.

Кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Ивановской области разработано в 2013 г. пособие «Школьная служба медиации. Формирование социальной одаренности», в котором  представлена система подготовки медиаторов-подростков, пакет  нормативно-правового обеспечения работы школьной службы примирения (медиации), план создания службы медиации в образовательном учреждении (циклограмма), конспекты занятий, сценарии классных часов и внеклассных мероприятий по проблемам конфликтологии, диагностические методики. 

В декабре 2013 г. по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области (Татьяны Петровны Океанской) в Институте развития образования были организованы курсы повышения квалификации для уполномоченных Ивановской области «Правовые и методические основы деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательном учреждении».

Данные курсы актуализированы  вступившим в силу с  1 сентября 2014 «Законом об образовании в Российской Федерации».  Впервые в законе появилась статья (статья 45), которая  закрепляет и регламентирует практику защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся. Один из механизмов защиты прав – обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Конечно, комиссия по урегулированию споров не методика, не технология, не способ, но,  она может определенным образом создавать конкурентную для службы школьной медиации среду. Поэтому перед нами сейчас стоит задача сформировать такую модель, при которой бы деятельность комиссии по урегулированию споров и созданная в школе служба медиации смогли дополнять друг друга.

19 марта 2014 года состоялся Открытый региональный форум уполномоченных по правам ребенка в Ивановской области  «Возможности медиации в вопросах защиты прав детей».  Организаторами Форума являются   Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области (Татьяна Петровна Океанская),  Департамент образованияИвановской области  и Институт развития образования Ивановской области. Участниками Форума стали более 250 человек:  уполномоченные по правам участников образовательных отношений образовательных организаций, специалисты Департамента образования, Института развития образования, студенты социально-психологического факультета Ивановского государственногоуниверситета, профессиональные медиаторы.

На пленарном заседании Форума с докладом выступила ЦисанаАвтандиловнаШамликашвили, руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт медиации», Научно-методического центра медиации и права, президент Национальной организации медиаторов (НОМ), председатель подкомиссии по АРС и медиации Ассоциации юристов России, главный редактор журнала «Медиация и право. Посредничество и примирение» с докладом «Возможности медиации в вопросах защиты прав детей».

Во второй части Форума участники ознакомились с позитивным опытом деятельности  служб медиации, который уже накоплен в образовательных организациях нашей области. Были представлены доклады «Опыт взаимодействия аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области и Института развития образования  по продвижению программы «Школьная медиация» (Полывянная Марина Тимофеевна, зав. Кафедрой педагогики и психологии  АУ «Институт развития образования Ивановской области», к.с.н.), «Практика организации службы школьной медиации  в образовательной организации» (Алехова Оксана Викторовна, педагог-психолог, МБОУ СОШ№8, г. Шуя), «Из опыта работы медиатора» Патрикеева Ольга Александровна, педагог-психолог, медиатор.

В рамках Форума состоялась  рабочая встреча специалистов Департамента образования, Института развития образования Ивановской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, руководителя Федерального института медиации с первым заместителем Председателя Правительства Ивановской области, руководителем Комплекса социальной сферы Ивановской области О.А. Хасбулатовой. Участники встречи   обсудили необходимость продолжения работы по популяризации идей медиации, создания служб школьной медиации, возможных путях сотрудничества с Федеральным институтом медиации.

Проведение Форума показало, что мы стоим в самом начале пути – на инициальной (начальной) стадии формирования, но уже отчасти наступил тот момент, когда необходимо начинать системную работу по созданию служб медиации.

Какие шаги, на наш взгляд,необходимо сделать в направленииразития школьной медиации?

-        Продолжить практику популяризации идей медиации, информационно-просветительской деятельности (проведение семинаров, форумов, научно-практических конференций);

-        провести инвентаризацию, многоаспектный мониторинг, чтобы не только оценить количество образовательных организаций, в которых созданы службы школьной медиации, используются медиативные технологии, но и оценить эффективность работы служб медиации;

-        провести обучение педагогов, детей и родителей медиативным методикам.

Свое выступление я сузила до темы «Школьная медиация», но, как Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области, должна сказать, что сейчас необходимо развивать практику применения медиации в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Необходимо развивать в еще масштабнее семейную медиацию, которая может принести детям большую пользу, позволяя родителям   находить способы сотрудничества, например, в вопросах алиментов и контактов между ребенком и родителем.

В этой связи предлагаем следующее:

Для успешного развития медиации в области на уровне региона разработать межведомственную  интегрированную программу (стратегию), рассчитанную на взаимодействие органов системы образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  судебных органов и всех заинтересованных и причастных к идее медиации (других примирительных процедур) органов. Создать на базе какого-либо района пилотную площадку и в рамках деятельности пилотной площадки на всех уровнях организовать службы, применяющие медиативные технологии, отработать принципы взаимодействия, с последующей трансляцией опыта.

Развитие медиации является важнейшей социальной инновацией, она востребовано жизнью, потому что современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать, опираясь на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.