Я – Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области, так получилось, что незадолго до моего выступления здесь мне пришлось совместно с МЧС и полицией спасать из-за железной двери 8-месячную девочку, которую родители бросили одну, а сами приятно проводили время в компании любителей алкогольных напитков. Так называемым папе и маме этой девочки – чуть более 30 лет. Они вполне здоровые и работоспособные люди, но за время пребывания девочки в больнице ни разу не поинтересовались её судьбой. Что ждет эту крошку, окажется ли она в госучреждении или ребенка нужно вернуть родителям, и заново учить их любить собственное дитя? Безусловно, это вопросы государственной семейной политики, Национального плана действий в интересах детей, от реализации которого зависят судьбы конкретных детей и семей, их слезы и боль, надежды и чаяния, которых мы теряем  за сухой статистикой отчетов.

Из 170 тысяч детей, проживающих в Ивановской области, более половины воспитываются в малообеспеченных семьях, более 2,5 тысяч детей проживают в семьях, состоящих на учете как социально опасные, более 4 тыс. несовершеннолетних – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При этом свыше 80% от их числа - «социальные  сироты».

Актуальность разработки и принятия ФЦП «Россия без сирот» на 2013-2020 годы очевидна. Предыдущие попытки решить проблему социального сиротства программно-целевым методом не принесли ожидаемых результатов, поскольку они не подразумевали идеологическое реформирование самого подхода к проблеме.

Единообразный общегосударственный подход, обеспечивающий выравнивание положения детей, проживающих в разных регионах страны, выделение детей-сирот в качестве основной целевой группы, формирование общественного мнения, поддерживающего институты семьи, многодетной, приемной, неполной, молодой, развитие общественной системы контроля за деятельностью государственных структур и учреждений, осуществляющих защиту прав и интересов детей, перепрофилирование детских домов и школ-интернатов – всё это звенья единой программы действий, которые действительно позволяют обеспечить эффективный государственный подход к решению проблемы профилактики социального сиротства и укреплению статуса российской семьи.

В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе в целом, так и на территории Ивановской области. Разрушение семей, рождение детей вне браков, отказ от новорожденных, ненадлежащее исполнение родительских  обязанностей и пренебрежение ими, нарастание общего уровня агрессивности молодежи, взаимное неприятие молодых супругов, все эти факторы  негативно сказываются на положении детей. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению. В свете вышесказанного представляется целесообразным рассмотреть вопрос о введении в  государственный стандарт  общего школьного образования предмета «Нравственные основы семейной жизни»

Ивановская область – дотационный регион. Обозначенная стратегия для нас особо актуальна, поскольку в силу известных причин мы не можем обеспечить на должном уровне материальное стимулирование и поддержку семьям, принимающим на воспитание детей-сирот, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, несмотря на относительно невысокий уровень размера опекунских пособий (5105 рублей) и суммы вознаграждения приемным родителям (4611 рублей), в течение последних лет в нашем регионе наблюдается позитивная тенденция, связанная с сокращением числа социальных сирот и развитием их семейного жизнеустройства.

Приведу только несколько наглядных показателей. В сравнении с 2008 годом количество приемных семей увеличилось на 70%. Доля российского усыновления возросла с 34% до 70%. Около 74% детей-сирот, устроены на воспитание в семьи.

Считаю, что для нашего дотационного региона – это хороший результат. Положительной динамики удалось добиться во многом благодаря развитию направления, связанного с нематериальными формами стимулирования семейного жизнеустройства детей-сирот.

Среди ключевых мероприятий данного направления выделяется работа по формированию профессионального сообщества замещающих семей. Именно на этом сделан акцент  в нашем регионе. Успешно работает областной общественный совет опекунов, развивается сеть клубов замещающих семей. Обеспечено их комплексное психолого-педагогическое сопровождение, которое осуществляется 11 Центрами подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей. Ежегодно ведется мониторинг психологического состояния детей в замещающих семьях. Сложилась система общественного поощрения семей, достигших положительных результатов в воспитании приемных детей. Все эти меры позволили свести к минимуму случаи возврата детей, то есть вторичное сиротство.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот неизбежно повлечет реорганизацию системы детских домов. И очень важно, чтобы мероприятия по поддержке и защите прав детей сирот были оформлены в качестве самостоятельной подпрограммы,  предусматривающей, в том числе реорганизацию самих учреждений.

Перепрофилирование, разукрупнение детских домов – само по себе мероприятие не только не бюджетозатратное, но и позволяющее высвободить дополнительные средства.

В нашей области уже реализуется комплекс соответствующих мер. За последние годы мы закрыли два детских дома, в ближайшей перспективе – закрытие еще одного. Но в тоже время мы понимаем, что этот процесс должен быть постепенным, взвешенным, обдуманным.

Во всех учреждениях прошла процедура разукрупнения контингента, который сегодня в абсолютном большинстве учреждений не превышает 40 человек (ранее – 70-80). Это позволило направить средства на развитие системы Центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, реорганизовать работу социально-реабилитационных центров в сторону  комплексной, системной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Кроме того, процесс реорганизации привел нас к осознанию необходимости переосмысления самой концепции детского дома. Считаю, что детский дом не должен быть безликим. Каждый из них должен иметь свое лицо, свою индивидуальность, что, в свою очередь, позволит максимально индивидуализировать процесс воспитания и развития каждого ребенка.

Так, при поддержке П.А. Астахова мы сегодня реализуем проект детского дома для детей, одаренных в области искусства.

Надеюсь, на примере Ивановской области мне удалось доказать, что ряд направлений, предусмотренных Программой, уже подтвердили свою эффективность на практике.

Для меня очень значимо, что проект концепции программы «Россия без сирот» мы обсуждаем сегодня в таком авторитетном составе. От её успешной реализации зависит будущее нашей страны и не только на ближайшее десятилетие. Дети, растущие в благополучных, крепких семьях, - это гарантия стабильности и процветания нашей Родины.

Спасибо за предоставленную возможность выступить.